О празднике
Кузьма и Демьян - Божьи кузнецы
В народной традиции святые братья-бессребреники были чрезвычайно почитаемы, без особого различения трех двоиц. С принятием христианства на Руси в их честь строилось множество храмов и монастырей. В одном Великом Новгороде с XII по XVI в. существовало пять церквей Космы и Дамиана. Об их деяниях слагались легенды, одна из которых - "Чудо святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана о братчине" - появилась в Великом Новгороде в XIV веке и вошла в Четьи-Минеи.
В иконографии святых отражалась их причастность к врачебному мастерству: их изображали держащими в руках коробочки для хранения лекарственных средств.
Вместе с тем в народном восприятии свв. Кузьма и Демьян наделялись значительно более широким, чем в церковной традиции, спектром функций, а дни их памяти соотносились с кругом занятий крестьян и кузнецов - ремесленников, обслуживавших крестьянский труд.
В народе Кузьму и Демьяна считали "рукомесленниками", называя кузнецами-бессребрениками, а также святыми или Божьими кузнецами. Кузнечные мастера почитали их своими покровителями и отмечали осенний день их памяти - 14 ноября - как профессиональный праздник, в который никогда не работали.
Как и в христианской традиции, в народных поверьях свв. Кузьма и Демьян почитались как покровители браков. При этом их воспринимали как кузнецов, которые выковывают свадебные венцы и сами свадьбы. Это представление отразилось в народном определении святых: "Кузьма-Демьян - свадебный кузнец". Благополучие и долговечность брака считались зависящими от качества работы святых кузнецов.
Осенний день памяти Кузьмы и Демьяна - 14 ноября - входил в один из традиционных периодов проведения свадеб. Этот день назывался "Кузьминки" или "Кузьмоде-мьянки" и повсеместно в России считался и девичьим праздником. Многие обряды и действия, которые совершались девушками в этот день, соотносились со свадебной обрядностью и идеей смены статуса представительниц взрослой девичьей группы.
В Кузьминки девушка, достигшая брачного возраста, становилась хозяйкой дома: она готовила еду и угощала свою семью; основным блюдом в этот день была куриная лапша.
Вечером, а иногда и на протяжении трех дней девушки устраивали "кузьминскую" "ссыпчину", для чего заранее снимали избу, вместе собирали по деревне продукты - картофель, масло, яйца, крупу, муку - и готовили праздничные блюда, среди которых обязательно была каша. Нередко для трапезы варили и козьмо-демьянское пиво.
В целом девичий праздник, отмечаемый в день Кузьмы и Демьяна, характеризовался знакомством молодежи, играми и ухаживаниями, способствуя возникновению новых брачных пар. Тема брака поддерживалась также на уровне обрядовой пищи: основным угощением на Кузьминках были такие свадебные блюда, как каша, куриная лапша, жареные куры и петухи.
Приготовление в Кузьминки ритуальных блюд из курицы не только для девичьих трапез, но и во всех домах связано также с традиционными представлением о Кузьме и Демьяне как "курятниках" и "кочетятниках" - "куриных богах", покровителях кур. Поэтому день памяти святых братьев называли еще "курячьими именинами", "куриным праздником".
Праздник традиционно знаменовался приготовлением и вкушением праздничной каши. Одно из народных объяснений обычая варить "до-молотную" кашу содержится в вологодской легенде. Согласно повествованию, Кузьма и Демьян были простыми работниками, которые охотнее всего нанимались молотить. При этом они никогда не требовали платы, а работали с уговором, чтобы только хозяева вдоволь кормили их кашей. Поэтому святых братьев называют "кашниками", а "домолотная каша" - обязательное блюдо, которым хозяева по окончании работы угощали молотильщиков. Работники, домолачивая последний овин, приговаривали: "Хозяину ворошок, а нам каши горшок", а садясь за угощение, обращались к своим покровителям: "Кузьма-Демьян, приходи к нам кашу хлебать". В Московской губернии в день памяти святых хозяин на гумне произносил просьбу: "Кузьма-Демьян, батюшка ремесленный, пошли, Господи, счастья и талантов, для всех доброе здравие, для всех братцев, сестриц и для всей нищей братии".
День кузнеца: 2014 | 2015 | 2016